Инклюзивное образование

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. (источник Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012)

Координатор: Салова Людмила Вениаминовна, методист
График работы – с 9.00 до 17.00
Кабинет № 11, тел.: 98-40-58
E-mail: metod11@rambler.ru

План работы

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования (АООП ДО) и начального общего образования (АООП НОО) для детей с ОВЗ размещены в реестре основных образовательных программ на сайте

Актуальная нормативная и методическая информация об «особых» детях с проблемами в развитии и их совместном обучении вместе с нормально развивающимися сверстниками размещена на сайте ГБУ ДПО Самарской области «Центр специального образования»

Методические рекомендации
Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО
Педагогическое представление на ребенка дошкольного возраста
Эффективные практики образования детей с ОВЗ

Методические разработки
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование
Применение игр с песком в обучении детей с ОВЗ
Сказкотерапия в работе детского психолога
Отношение к себе как предпосылка уверенности и условия ее формирования в дошкольном возрасте
«Экзамены без стресса. Как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов»
«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Нормативные документы

Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ

Конкурсы
Конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» в 2018 году»

Результаты деятельности
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов общеобразовательных учреждений Западного образовательного округа (г.о. Сызрань, г.о. Октябрьск, м.р. Сызранский, м.р. Шигонский) при реализации инклюзивного образования и введении ФГОС ОВЗ посредством анкетирования (аналитический отчет, статистические материалы)